ПРОЕКТ STARLINGBOX STUDIO MASTER

ФОРМАТЫ ЗВУКОЗАПИСИ

Цифровые форматы

Среди множества цифровых форматов необходимо выделить лучшие из них на сегодняшний день. Это цифровые записи высокого разрешения, копируемые с цифровых мастер файлов и поликарбонатные компакт диски SHM SACD, читаемые только с применением соответствующий проигрывателей. Эти носители обеспечивают хранение максимального массива цифровых данных и высочайшее разрешение при воспроизведении. Однако недостатки цифровых форматов известны всем и связаны, в первую очередь, с необходимостью преобразования аналогового сигнала в цифровую форму, программных трансформаций преобразованных файлов при сведении, микшировании, постобработке с компрессией динамического диапазона в процессе изготовления цифровой мастер копии. При воспроизведении производится обратное преобразование для восстановления исходного аналогового сигнала из цифрового массива данных. Все это существенным образом нарушает целостность сигнала, изменяет его структуру, что прекрасно слышно при воспроизведении и воспринимается в виде стерильности звучания, сухости и резкости.

Цифровые форматы подвержены также специфическим искажениям, связанными с частотной нестабильностью системной синхронизации цифровых потоков или джиттером. Для минимизации влияния данного эффекта в самых продвинутых студиях записи используются прецизионные источники опорной частоты, формирующие частотно-временную базу сигналов. Аудиофилам всего мира известна замечательная серия записей фирмы ESOTERIC  в формате SACD, с применением рубидиевых стандартов частоты для обеспечения частотной синхронизации сигналов.


К сожалению, для максимальной реализации качества таких записей подобные высокоточные источники необходимы и при воспроизведении для системной синхронизации цифро-аналоговых преобразователей. Подобные источники выполняются в виде отдельных внешних блоков и применяются в самых продвинутых цифровых системах преобразования, к примеру фирмой dCS. Возможность технической реализации временнОй синхронизации с помощью внешнего высокостабильного сигнала имеют далеко не все цифро-аналоговые преобразователи. Более того, технические требования к подобным сигналам различны даже для линейки продукции одной и той фирмы, реализующих подобную возможность.

Аналоговые записи на виниле

Нет смысла доказывать очевидные преимущества аналоговых записей на виниловых дисков над цифровыми. Если ваш виниловый тракт звучит хуже цифрового, то причин может быть две: или он не правильно отстроен, или имеет бюджетный уровень. Необходимо отметить, что настройка винилового тракта достаточно не простой процесс, требующий опыта и определенных знаний. Качество записей на виниловых дисках также имеет ряд особенностей и далеко не всегда гарантировано.

До появления цифровых носителей процесс создания исходной мастер ленты или ремастеринга носил исключительно аналоговый характер и качество пластинок выпущенных в этот период было достаточно высоким. С развитием цифровых технологий стал практиковаться метод создания цифровых исходных файлов или копирование аналоговых мастер лент в цифровом виде с последующей компьютерной обработкой полученных файлов для дальнейшего изготовления аналоговой матрицы и производства виниловых дисков. Этот метод охотно используется в настоящее время многими инженерами звукозаписи поскольку требует на порядок меньших трудозатрат, без необходимости  применения устаревшего оборудования и обладания опыта и соответствующей квалификации, ну, а качество подобных дисков в народе называют "новоделом".

Тем не менее существует ряд фирм, поддерживающих исключительно аналоговые технологии записи и производства виниловых дисков. Эти фирмы не только используют исключительно аналоговые технологии записи, но и развивают их, совершенствуя процесс записи и изготавливая собственное уникальное ламповое оборудование, применяемое в технологических процессах звукозаписи и производства.

Аналоговые записи на магнитной ленте

Среди множества существующих и доступных форматов записи и воспроизведения особый статус имеет воспроизведение копий мастер лент на магнитных носителях. Этот формат имеет недостижимый  уровень качества звука по сравнению с любыми другими технологиями и актуален в настоящее время вследствие возможности приобретения прямых мастер копий записей, предоставляемых многими ведущими студиями звукозаписи и их дилерами.       
Первые копии аналоговых мастер лент представляют собой абсолютно иной уровень воспроизведения музыки, предельно приближённый к живому звучанию голоса и музыкальных инструментов. В основе беспрецедентного уровня качества лежит технология копирования, обеспечивающая предельно короткий процесс записи, при котором производится прямая запись с исходной мастер ленты и который позволяет миновать целый ряд промежуточных этапов пост процессинга и производства исходный носителей, включающий программные трансформации файлов, создание матриц для печати и ряд технологических циклов производства.

Ещё одним крайне важным обстоятельством является то, что как исходная запись мастер ленты, так и копии с неё полностью свободны от каких бы то ни было элементов компрессии звука или искусственного ограничения динамического диапазона, что достаточно трудно технически реализовать при применении других форматов записи, включая, естественно, и аналоговые записи на виниловых пластинках.
Существует целый ряд дополнительных технических аспектов превосходства при воспроизведении прямых аналоговых копий с исходного мастера, требующих отдельно анализа, но тот, кому посчастливилось услышать хоть раз звучание при воспроизведении с аналоговых  мастер лент или их прямых копий на высококачественной аппаратуре в студии звукозаписи, никогда не забудут этот звук и прекрасно понимают, что сравнивать это звучание просто не с чем.

ВЫБОР МАГНИТОФОНА

Исходные аналоговые мастер ленты хранятся на катушечных магнитных носителях шириной 1/4' или 1/2' , записанных на скорости 15'/сек (38 см/сек) или 30" (76 см/сек). Прямые мастер копии записываются на лентах 1/4" на скорости 15"/сек. 
На вторичном рынке в настоящее время широко представлен целый ряд катушечных магнитофонов производства Studer, Revox, Otari, Telefunken, Technics и многие другие. Все эти магнитофоны в настоящее время серийно не выпускаются и при выборе той или иной модели приходится учитывать возможность обслуживания и доступность запчастей. Не существует единого мнения среди профессионалов и специалистов какая из них является лучшей, но многие отдают предпочтение моделям швейцарской фирмы Studer. 

Наш анализ показал, что для производства записей модели Studer возможно действительно лучшие, обладают превосходной механикой и обеспечивают выдающееся соотношение сигнал/шум при уровне магнитного потока 510 nW/m. Однако при воспроизведении записей необходимо учитывать целый ряд технических требований, на наш взгляд, являющихся определяющимися для обеспечения предельного качества звука. В первую очередь это критерии точности по частоте и частотной стабильности воспроизводимых сигналов. И в этом плане заметно выделяется модель Technics RS-1500 с кварцевой стабилизацией частоты вращения ведущего вала и сверх малым уровнем модуляционных фазовых шумов. В результате данная модель в несколько раз превосходит модели Studer и остальные модели по таким важнейшим параметрам как девиация скорости движения ленты, частотные флуктуация скорости, уровень рокота и др.

К сожалению, модели Technics данного семейства, обладают наличием крайне некачественного и ненадежного блока переключателя головок, весьма слабой электроникой с применением много каскадного усилителя воспроизведения на транзисторах с обратными связями и некоторыми дополнительными проблемами в механике. Все это вместе сильно ограничивает имеющийся потенциал магнитофона и не позволяет его прямое применение для создания аудио систем высокого уровня. 

Что же касается транзисторных усилителей воспроизведения, то этот недостаток касается и подавляющего количества моделей магнитофонов доступных на рынке. Некоторые модели магнитофонов Studer с ламповыми усилителями воспроизведения реализованы по устаревшим технологиям с применением примитивной в части качества звука схемотехники и компонентой базы. Все эти проблемы не позволяют в полной мере реализовать уникальные возможности формата воспроизведения аналоговых мастер лент и их прямых копий.

МОДЕЛЬ МАГНИТОФОНА STARLINGBOX STUDIO MASTER

Целью проекта Starlingbox Studio Master является создание аппаратуры для воспроизведения аналоговых мастер лент или их прямых копий в домашних условиях с максимальным сохранением студийного качества звучания первичного мастера.

Модель Starlingbox Studio Master создана для высококачественного воспроизведения аналоговых мастер лент их их копий с максимальным сохранением качества звука исходных носителей. В основе разработки  лежит глубокая  модернизация магнитофона Technics RS-1500 с применением новых  узлов и блоков, выполненных по технологиям и на компонентной базе, обеспечивающих предельное качество звуковой сигнатуры путем реализации следующих решений:


- оптимизация лентопротяжного механизма с прецизионной настройкой системы фазовой синхронизации для повышения стабильности скорости движения ленты;


- применение встроенного двух каскадного лампового усилителя воспроизведения, разработанного компанией Starlingbox на ламповых триодах семейства 6sl7;


- прямое подключение двухдорожечной головки воспроизведения непосредственно ко входу лампового усилителя минуя систему коммутации для сохранения качества выходного сигнала и повышения надежности магнитофона;


- изготовление и установка нового блока головок производства США по спецификации Starlingbox с лазерной юстировкой местоположения и ориентации головок блока;


- питание лампового усилителя от внешнего кенотронного блока питания;


- наличие номинальных значений сетевого напряжения 110В, 115В, 120В в блоке питания для возможности использования базовых магнитофонных дек семейства Technics RS-1500, -1506, -1520 и -1700 адаптированных для рынка Японии и США и доступных на российском рынке;


- конструктивная доработка магнитофона с применением демфирующих материалов для устранения акустических связей и паразитных резонансов;


- сохранение основных функциональных возможностей магнитофона Technics RS-1500 в режиме записи и четырёхдорожечного воспроизведения.

Технические особенности и основные характеристики магнитофона "Starlingbox Studio Master"

- ламповые триоды семейства 6SL7
- двухкаскадное усиление
- отсутствие переходных конденсаторов в сигнальном тракте
- конденсатор коррекции АЧХ типа Silver-in-Oil с серебряной фольгой
- эквилизация в соответствии со стандартом IEC
- наличие балансных XLR и несимметричных RCA выходов
- коэффициент частотной флуктуации скорости +/- 0.025%
- диапазон частот 30 Гц - 20 кГц
 - неравномерность АЧХ сквозного тракта воспроизведения +/- 0,5 дБ
 - уровень выходного сигнала при 320 nWb/m не менее .3 v eff


 Технические характеристики приведены для скорости 15 ips (38 см/сек)

 

 

© Старлингбокс